Партнеры

Драг. металлы » История металлов » История Серебра » Клейма на серебре: история и разгадка

Посещений: 16021
Коллекции ювелирных изделий всегда наиболее интересны в музейных собраниях. Объясняется это тем, что, во-первых, предметы сделаны из имеющих значительную материальную ценность драгметаллов, во-вторых, при этом нередко являются настоящим произведением искусства, в-третьих, имеют особую информативность. Ведь украшения в национальных костюмах выполняли не только эстетические функции, они служили оберегами, свидетельствовали о материальном достатке, семейном и материальном положении, возрасте владельца.
Особую историческую ценность старинным ювелирным украшениям XVIII — начала ХХ века придают клейма. Они позволяют определить время и место изготовления изделия, пробу (количество драгметалла в сплаве), а нередко и имя мастера. Начало пробирной системе в Российском государстве было заложено при Петре I. После монетной реформы в 1700 г. он издал указ, определяющий четыре золотых и четыре серебряных (96, 90, 84, 62) пробы, которые нужно было обязательной ставить на изделиях. Для мастеров были введены клейма, затем клеймо с пробой ставил выбранный староста. Изготовление серебряных и золотых изделий ниже указанной пробы наказывалось, без клейм предмет нельзя было продавать. В середине XVIII века пробирных мастеров обучали специально, посылая из провинции в Москву.
С начала XIX века пробирные операции стали проводить в специально оборудованных Пробирных палатах. На изделиях теперь ставили три клейма: с гербом города (с датой или без), с начальными буквами имени и фамилии государственного пробирера , с цифрами пробы. Мастера клеймили свои изделия первыми.
После принятия в 1896 г. нового Пробирного Устава, Пробирные палатки были преобразованы в Окружные пробирные управления. На Кавказе клейма были введены значительно позднее, чем в других центрах ювелирного дела. Изделия начали клеймить только после открытия в 1804 г. в Тифлисе Монетного двора. Созданная в 1843 г. Тифлисская окружная пробирная палатка просуществовала до 1896 г., затем она была преобразована в Закавказское окружное пробирное управление, работавшее вплоть до 1917 г. Управляющими были И. А. Шмидецкий (1896–1908 гг.) и А. В. Скавронский.
Пробирное учреждение во Владикавказе было открыто в 1886 г., а после 1896 г. Владикавказ вошел в Донское окружное пробирное управление.
В каждый пробирный округ входил ряд городов. Так, Киевский пробирный округ клеймил изделия Харькова, Полтавы, Кременчуга, Бердичева. В ведении Владикавказского центра находился весь Северный Кавказ и Дагестан. С 1899 г. для всей Российской империи было установлено единообразное клеймо в виде щитка с изображением левого профиля женской головы в кокошнике. Вместе с ним в том же щитке помещались инициалы управляющего пробирным округом, а иногда и цифры пробы. Изображение женской головы носило название «знак удостоверения».
С 1908 г. по всем пробирным округам были введены клейма в виде той же женской головы в кокошнике, но обращенной вправо, сопровождаемой буквой греческого алфавита, различной для каждого пробирного округа. Изготовлялись пробирные клейма на Петербургском Монетном дворе. Именно клейма пробирных учреждений позволяют определить время изготовления ювелирного украшения, а иногда помогают расшифровать и имя мастера. Отсутствие клейм говорит, что это был частный заказ и заказчик абсолютно доверял мастеру.
В фондах Крымского этнографического музея есть семь поясов с клеймами, по которым мы и попытаемся прочитать хранящуюся в них информацию.

1. Пояс женский крымскотатарский. Вторая половина XVIII в. Серебро, позолота, фоновая и ажурная филигрань, зернь. На пряжке доцифровое клеймо серебра («пила-молния»). Мастер неизвестен. Возможно, пояс был привезен из Турции или изготовлен турецким мастером в Крыму.

2. Пояс женский крымскотатарский. XIX в. Серебро, позолота, фоновая и ажурная филигрань. Мастер Цыгоев. Частный заказ.
3. Пояс женский крымскотатарский. Начало ХХ в. (после 1908 г.). Серебро, позолота, фоновая и ажурная филигрань, зернь. Мастер «КБ». Клеймо Закавказского пробирного управления с 84 пробой серебра.
4. Пояс женский, выполненный в традициях Кубачи. XIX в. Серебро, кожа, литье, гравировка, чернение. На крестообразной бляшке клеймо мастера «П». Частный заказ, пояс не прошел пробирное управление.
5. Пояс женский, выполненный в традициях Кубачи. 1899–1908 гг. Серебро, гравировка, чернение. На звеньях клеймо с инициалами мастера «АВ» и клеймо с инициалами пробирного инспектора Александра Казимировича Выржиковского Киевского окружного пробирного управления. На пряжке клеймо мастера «ЛК» (1908 г.) и клеймо с инициалами инспектора того же пробирного управления Льва Фридриховича Олексы.
6. Пояс женский, выпоненный в традициях Кубачи. Серебро, позолота, гравировка, чернение, скань. На звеньях неполное клеймо мастера «М» и клеймо Тифлисского пробирного управления с инициалами инспектора Иосифа Александровича Шмидецкого (1903–1904 гг.).
7. Пояс женский, выполненный в традициях Кубачи. 1899-1908 гг. Серебро, чернение, гравировка. На пряжке клеймо мастера «КЯ» и клеймо инспектора Донского пробирного округа Федора Коновалова.