Партнеры

Бизнес » Статьи » Кризис — он и в нумизматике кризис.

Посещений: 3080

Последние полгода юбилейные и памятные монеты Украины стабильно снижаются в цене, раня сердце каждого украинского нумизмата. В прошлом остались времена, когда новые монеты, едва успев проникнуть на рынок, дорожали иногда на сто и более процентов, а коммерческие банки выстраивались в очередь, чтобы стать дилерами и поучаствовать в распределении дефицитного товара. Нацбанк, правда, не долго баловал дилеров и справедливо решив, что его Теруправления сами справятся, отменил систему дилерства в начале 2008 года. Ведь это так приятно — заниматься реализацией дефицитного товара самому. Целый год Теруправления Нацбанка наслаждались своим монопольным правом создавать очереди. Люди с 6 утра, невзирая на погодные условия, стояли под отделениями Нацбанка, чтобы приобрести одну монету в руки. Всё происходило на фоне полного отсутствия информации о том, когда будут продаваться вновь вышедшие монеты.

Теперь в прошлое уходят очереди, и приходит головная боль: что делать с возросшими тиражами. Тиражи — это интересный вопрос, но вечно без ответа. Трудно понять логику, когда на пике интереса к монетам выходит трёхтысячным тиражом полуунцовая монета «Роман Шухевич», а сегодня при значительном спаде активности инвесторов и коллекционеров две новых полуунцовки выходят пятитысячным тиражом. В результате, несмотря на явный прогресс, демонстрируемый в последнее время Нацбанком в деле популяризации монет (постоянные презентации новых монет по телевидению и в прессе), ситуация явно ухудшается. Слабый, мягко говоря, интерес к новым серебряным монетам «Шолом Алейхем» и «Николай Гоголь» — тому подтверждение.

Основная причина — в консервативной системе принятия решений главным банком страны. Наверняка это правильно при формировании монетарной политики и решении других вопросов, от которых зависит судьба миллионов людей. Но с юбилейными и памятными монетами правильнее было бы более гибкое оперативное реагирование на стремительно меняющуюся ситуацию на рынке. Абсолютно логичное решение поднять тиражи, чтобы сбить спекулятивный ажиотаж и увеличить доходность Нацбанка, было оправдано в 2008 году. Но в кризисном 2009 году большая часть декларируемого 7-10 тысячного тиража может остаться нереализованной, как уже было со спортивными сериями, которые на протяжении многих лет лежат в банках мёртвым грузом. Необходимо более оперативно вносить изменения в план выпуска монет, учитывая ситуацию, складывающуюся на рынке. Сегодня гораздо логичнее было бы не поднимать тиражи более 5000 тысяч для унцовых монет. Ещё лучше — восстановить и расширить дилерскую сеть и формировать тиражи за счёт заказов коммерческих банков, переложив, таким образом, на них все проблемы реализации. Даже в сегодняшней кризисной для банков ситуации желающих работать на рынке юбилейных и памятных монет найдётся немало. Ещё одним разумным шагом было бы снятие всяких ограничений на операции с монетами для физических лиц как внутри страны, так и за рубежом, упорядочив и упростив, а возможно (страшно подумать!), и сняв все ограничения на ввоз и вывоз монет за границу для частных лиц. Никто не сможет популяризировать наши чудесные монеты лучше, чем огромная армия коллекционеров, которые разбираются в монетах и знают ситуацию на рынке.

А пока нереализованной осталась даже часть тиража таких привлекательных монет как полукилограммовая «Варфоломей» и килограммовая «Крещение Руси» (информация об аукционах, проведенных Нацбанком, — в статье «Раз, два, три… Продано!», опубликованной в февральском номере журнала «Срiбло»).