Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Сальвадор Дали: Гений и безумство

Посещений: 4410

В шесть лет я мечтал быть Наполеоном – им я не стал.
В пятнадцать лет я хотел быть Дали – я стал им.
В двадцать лет я хотел стать самым потрясающим художником на свете – и это у меня получилось.
В тридцать пять лет я хотел добиться успеха и благосостояния – это у меня есть.
…Я стараюсь быть Сальвадором Дали, что само по себе уже немало: ведь из всех современных художников я единственный,
кто делает то, что ему вздумается, и еще неизвестно, не объявят ли меня Рафаэлем нашего времени.

Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали…Услышав это имя, кто-то замрет в благоговейном восхищении, кто-то недовольно поморщится, как от зубной боли, а кто-то всего лишь вспомнит шикарный магазин и духи с таким названием.

 

Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 11 мая 1904 года в городе Фигерасе на северо-востоке Испании в семье зажиточного нотариуса. С ран-них лет в поведении и пристрастиях маленького Сальвадора проявилась безудержная энергия и эксцентричность характера. Частые капризы и исте-рики приводили отца Дали в гнев, но мать, напротив, всячески старалась уго-дить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выход-ки. В итоге отец для Сальвадора стал неким воплощением зла, а мать наобо-рот, – символом добра.

Уже в 4 года Дали с удивительным усердием и старанием начал пытаться рисовать, а в 10-летнем возрасте создал свой первый импрессионистский пейзаж. Когда мальчику исполнилось 14, уже нельзя было усомниться в его способностях к рисованию. В последующие годы Дали продолжал занимать-ся живописью, увлекаясь сначала импрессионизмом, а затем кубизмом и итальянским футуризмом.

В 18 лет Сальвадор поступил в мадридскую Академию изящных ис-кусств Сан-Фернандо. И пусть в учителях он быстро разочаровался и даже не стал сдавать выпускные экзамены, учеба в школе дала ему великолепное владение академической манерой живописи. Кроме того, в Мадриде он по-знакомился и подружился с такими видными представителями испанской культуры, как Луис Бунюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

В 1825 году в барселонской галерее Дальмау состоялась первая персо-нальная выставка Дали, где было представлено 27 картин и 5 рисунков начи-нающего гения, а еще через год он уезжает в Париж.

Немногим позже художник сознательно заявляет о своей гениальности: «Я столько умею, что не могу допустить даже мысли о собственной смерти. Это было бы слишком нелепо», - пишет Сальвадор в своем дневнике.

 

Мы говорим Дали – подразумеваем сюрреализм. Мы говорим сюрреа-лизм - подразумеваем Дали. Художник сам утверждал: «Сюрреализм – это я». Сегодня уже невозможно представить искусство двадцатого века без это-го направления. Сам термин «сюрреализм» (в переводе с французского – сверхреализм) подарил миру поэт Аполлинер. Как течение в искусстве сюр-реализм оформился в Париже в середине 20-х годов двадцатого века. Идей-ным отцом-основателем этого стиля является писатель и теоретик искусства Андре Бретон. Идейная база сюрреализма - фрейдизм. Лидеры сюрреализма превратили фрейдистские взгляды в способ своего мышления. Сюрреализм наносил удар по здравомыслию, бросал вызов разуму и морали, материали-зовывал образы иррационального, подсознательного, утверждал их главенст-во над привычной реальностью, над сознательным.

Чтобы дойти до своего логического, а точнее, абсурдного завершения, сюрреализму не хватало Сальвадора Дали. Чтобы стать великим Сальвадо-ром Дали (о чем художник мечтал с 15-ти лет), Дали не хватало сюрреализ-ма.. И в 1928 году в Париже они встретились, чтобы уже не расстаться нико-гда. Правда, этому альянсу еще чего-то не хватало. И эта недостающая часть нашлась.

Там же, в Париже, в 1929 году произошла встреча Дали с Галой (русской эмигранткой Еленой Дьяконовой), женой поэта Поля Элюара, ставшая роко-вой для всех троих. Отношения Галы с мужем к тому времени уже были про-хладными. Именно эта женщина стала главным вдохновением гения Дали на всю оставшуюся жизнь. В 1930 году Гала уходит от Элюара и они с Сальва-дором уезжают в Париж, где Гала становится спутницей спасителя живопи-си, как называл себя сам Дали (Сальвадор по-испански – спаситель).

Благодаря Дали, Гала вошла в историю, как Галатея, Галарина, Гради-ва, Елена Прекрасная и, наконец, божественная Гала. Любовь художника к этой женщине была фанатичной и безумной – как раз в его стиле, долгое вре-мя на всех своих картинах он рисовал только жену. Гала стала его музой, главным скульптором его жизни: одновременно и женой, и любовницей, и другом, и даже рачительным управляющим его финансовой империи. Но у Дали, как и следовало ожидать, был свой, весьма своеобразный взгляд на от-ношения, вот как описывал его, обращаясь к воображаемому другу, сам Сальвадор:
«У каждого художника должна быть и жена, и любовница, и все трое должны пребывать в мире и согласии, ведь речь идет о жизни втроем. За-конная жена войдет в вашу жизнь, когда вам будет лет двенадцать; ей же в это время стукнет тысяча триста лет. Имя ей - живопись; щеки ее све-жи, как розы, груди – упруги, и вы посвятите ей самое большее тридцать шесть лет своей жизни. И да будет вам известно, что она никогда не со-старится. Живопись хочет, дорогой мой, чтобы вы обладали ею, по крайней мере, трижды в день, и не проходит ночи, чтобы она не проскользнула в ва-шу постель. Вот почему вам будет непросто найти любовницу, а уж если посчастливится, то не будет для вас никого дороже и удивительнее во всем мире, чем эта женщина. Вы будете дорожить соей любовницей, потому что с живописью сможете доходить до экстаза, но платонического: ведь каким бы прекрасным художником вы ни были, живопись не в состоянии удовлетворить ваше вожделение. Посмотрите же, как вам повезло: та, на ком вы женились в двадцать пять лет и которая в глазах всего света – ваша законная жена, на самом деле – ваша любовница со всеми вытекаю-щими отсюда романтическими последствиями, поскольку подлинный союз, которому отдана каждая минута вашей жизни, вы заключили в двенадцать лет в присутствии муз Олимпа с вашей дорогой и любимой живописью. По-этому, вы намного счастливее других мужчин: вы можете жить с закон-ной женой так, словно она ваша любовница, с которой вы только тем и за-нимаетесь, что предаетесь безумствам на мягкой супружеской перине».

После начала гражданской войны в 1936 году Дали и Гала покидают страну, уехав сначала в Америку, потом в Италию, оттуда - в Англию, а за-тем вновь возвращаются в Европу. Но оккупация немецкими войсками Фран-ции снова вынудила их уехать, и в 1940 году они перебираются в Америку на целых 8 лет.

В 1958 году, после смерти Элюара, Дали и Гала смогли, наконец, об-венчаться. В 1962 году супруги навсегда поселяются в Испании, с энтузиаз-мом занимаются обустройством собственного дома. Но в конце 60-х отноше-ния между Сальвадором и Галой начинают сходить на нет. По просьбе Галы Дали был вынужден купить ей замок, где она много времени проводила в обществе молодых художников и поэтов. Отношения супругов в последние годы напоминали тлеющие угли, бывшие когда-то ярким костром страсти.

80-е годы прошли для Дали под знаком славы, богатства и одиночества. У него шикарный дом в Каталонии, его выставки проходят с огромным успе-хом во всем мире, в родном городе открыт его персональный музей. Но в 1982 году умирает Гала. После ее смерти из жизни Дали ушли вера и любовь. Несмотря на то, что их отношения в последние годы не были особенно близ-кими, Дали воспринял потерю любимой женщины как страшный удар, и сам стал сдавать не по дням, а по часам. Говорят, что именно в эти дни он осо-бенно был с безумием «на ты»: перестал писать, стал вести отшельнический образ жизни и целыми днями бродил по одинокому дому, погрузившись в мир воспоминаний. Как икона к его груди была неизменно прижата фотогра-фия Галы, на которую он не мог налюбоваться и после ее смерти.

9 января 1989 года Сальвадора Дали не стало. Художник пережил свою Музу на семь лет. Согласно завещанию, забальзамированного и обла-ченного в белоснежные одежды художника похоронили в его собственном музее-театре в Фигерасе под геодезическим куполом – без памятного над-гробия, подписи или хотя бы опознавательного знака.

За 85 лет жизни Сальвадор Дали создал более двух тысяч художествен-ных полотен, написал множество книг, в их числе, помимо его знаменитой автобиографии-романа, трактат об искусстве, стихи и поэмы, сценарии ки-нофильмов. Кроме того, он проиллюстрировал множество книг других авто-ров, а также разрабатывал декорации к балетам и пьесам.

Каким бы порочным и странным не выглядел Дали в глазах современ-никв, сколько бы не ломали головы искусствоведы, размышляя о его безу-мии, картины художника забыть невозможно. Их можно не понять, можно пройти мимо и покрутить пальцем у виска, нельзя лишь остаться к ним рав-нодушным. В своих полотнах художник старался достоверно запечатлеть собственные сновидения, так как именно эта, неконтролируемая обществом жизнь человека, представляется ему подлинной реальностью. По поводу сложности восприятия своих картин сам Дали говорил: «Как вы хотите по-нять мои картины, когда я сам, который их создаю, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда их пишу, не понимаю моих картин, не оз-начает, что эти картины не имеют смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логиче-ского анализа».

Исследователи и критики творчества «великого безумца» до сих пор безуспешно пытаются разгадать, что же главное в феномене Дали. Они до-тошно взвешивают и сравнивают количество загадочности, мистичности, фантастичности и эпатажности художника. Но всегда ли можно понять и объяснить, какой именно ингредиент придает неповторимый вкус многоком-понентному экзотическому блюду? Иногда этот вкус зависит от ничтожно малой по весу специи, иногда от сочетания, казалось бы, не сочетаемых вку-сов, а иногда – от искусства повара…

10 заповедей для того, кто собирается стать художником, от Сальвадора Дали:
1. Художник предпочитает бедности богатство – поэтому научи свою кисть рождать золото и драгоценные камни.
2. Не бойся совершенства – ты никогда его не достигнешь.
3. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, а затем можешь делать, что хочешь – все будут тебя уважать.
4. Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником
5. Если ты из тех, кто полагает. Что современное искусство превзошло Вернера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать в блаженном идиотизме.
6. Не плюю на собственную живопись – ведь она сможет плюнуть на тебя, когда ты умрешь.
7.Шедевр и праздность несовместимы!
8. Живописец, пиши.
9. Живописец, не бери алкоголя и не кури гашиш более пяти раз в жиз-ни.
10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст.