Партнеры

Коллекционерам » Статьи » Второе дыхание древнего исскуства: Иконы вышитые бисером

Посещений: 5163

Существует легенда о том, что 6 тысяч лет назад финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды. Наутро они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы. Благодаря совершенствованию технологии изготовления, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер. Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Именно это и объясняет то, что маленькие бусинки получили широкий круг использования во многих культурах.

Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 — 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века — и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Жемчуг и бисер также стали широко использовать в светском и церковном шитье. Иноземных гостей на Русских землях удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: “В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозятся в далекие страны.”

К сожалению, некоторые исторические события способствовали тому, что древнее искусство, в частности, вышивка икон бисером, практически оказалось утраченным. Особенно сильным ударом была антирелигиозная политика советского государства. В те времена было уничтожено множество церквей, а священные реликвии были варварски разворованы и распроданы. Многие из них навсегда утрачены для нашей культуры. Технические особенности и тонкости создания икон, вышитых бисером, необходимо было восстанавливать заново. К счастью, в наши дни стало появляться все больше последователей древнего искусства. — Главное в создании подобной иконы те эмоции и тот энергетический заряд, который вкладывает автор в работу, — утверждает Нина Викторовна Негода — днепропетровский мастер по вышивке икон бисером. — Можно взять самые дорогие камни и жемчуг, но при отсутствии частички души в работе она будет только совокупностью драгоценностей, а не произведением искусства. Настоящий же мастер, подобно волшебнику, может сделать произведением искусства и драгоценностью даже обыкновенный бисер и стеклярус...

Нина Викторовна выросла в семье обычного железнодорожника. Семья в послевоенные годы жила очень скромно, поэтому всего приходилось добиваться упорным трудом. Именно благодаря упорству и трудолюбию будущая мастерица закончила заочный факультет московского Университета искусства. Более тридцати лет она проработала художником-оформителем на Приднепровской ТЭС, а в свободное от работы время писала копии с икон, картин и создавала авторские работы. Помимо этого из всего, что было под рукой, она всегда пыталась сделать произведение искусства, будь то корень или куски ткани. Совершенству, как известно, нет предела, именно этим и можно обьяснить то, что в какой-то момент днепропетровская мастерица решила освоить новую для себя технику и вышить икону бисером. И тут еще раз подтвердилось что творческий человек — творческий во всем.

— Вдохновляющим образцом для того, чтобы начать вышивать иконы бисером, для меня стала икона Казанской Богородицы, оформленная белым жемчугом. Техника выполнения моих работ имеет свои особенности. Для основы я использую капроновый холст, на котором масляными красками пишу лики и руки Марии и Христа. Далее составляется точная схема постепенного наложения бисера. Каждая бусинка пришивается к холсту капроновой нитью. Помимо жемчуга и бисера я использую и другие материалы, например, стеклярус. Для фона используется фольга, на которой, благодаря тиснению, я создаю орнамент... — Бисер, стеклярус, жемчуг — все эти материалы очень символичны. Вышивая икону, я очень много размышляю о той связи, которая есть между всем, что нас окружает. Вся наша жизнь схожа с аккуратным и кропотливым нанизыванием поступков и событий на нить судьбы. При неаккуратности нить может запутаться или надорваться, бусины — деформироваться. Стоимость подобной роботы на сегодня составляет порядка 5-7 тыс. грн. Все зависит от размера холста, сложности работы, используемого материала, но основной составляющей ценности работы, конечно же, остается мастерство автора. Помимо всего прочего существует мнение, что подобные иконы имеют сверхъестественные, исцеляющие возможности.